Рога и копыта татарстанского бизнеса
28 февраля 2008 года

Ведь если какое-то ООО должно пару миллионов, кто ж его посадит? Оно же деньги должно! Но когда туда приходит пристав-исполнитель, выясняется, что даже у юрлица, ведущего активный коммерческий образ жизни, денег почему-то нет, а "натурой" взять с него нечего, поскольку единственный валовой продукт, который оно производит, - это... долги. А за долги ООО по закону отвечает наемный руководитель. Эдакий зицпредседатель Фунт из "Золотого теленка", который всегда сидел, но за определенное вознаграждение не прочь возглавить и Черноморское отделение Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт.

С "рогами и копытами" татарстанского бизнеса судебные приставы-исполнители сталкиваются ежедневно. Так, например, в производстве Советского райотдела УФССП по РТ находится пять исполнительных производств в отношении ООО с незатейливым названием "Иван". С 3 февраля по 7 апреля 2006 года Арбитражный суд вынес три решения о взыскании с этого "Ивана" в общей сложности 208 тысяч рублей в пользу организаций и физических лиц. Деньги-то не такие уж и бешеные, да и фирма официально зарегистрирована, налоги платит исправно. Но все попытки приставов-исполнителей определить, чем этот загадочный "Иван" занимается, не говоря уж о том, чтобы обнаружить хоть какое-то шевеление на официальных банковских счетах предприятия, ни к чему не привели.

- Было очень интересно, - делится начальник Советского райотдела судебных приставов Анвар Закиров впечатлением от процесса поиска того, что должно быть, но чего почему-то нет. - Мы знаем, что у ООО "Иван" ходят деньги по расчетным счетам. Направляем "на перехват" постановление, а в банке нам говорят, что на счете пусто. А потом мы выяснили, что банк, в котором фирма держит счет, арендует у нее помещение.

Но директор клялась судебным приставам-исполнителям, что денег нет и что "Иван", как когда-то сын лейтенанта Шмидта Шура Балаганов, "стоит на краю финансовой пропасти". Дескать, ежемесячная выручка за аренду недвижимости составляет от силы 35 тысяч рублей и почти вся уходит на погашение коммунальных платежей. Приставы выяснили, что 13 февраля директор ООО, заложив в банке одно из зданий, взяла кредит в 3 миллиона рублей, а через пять дней в другом банке за такую же сумму заложила второе здание. Казалось бы, что с горе-бизнесмена, у которого дебет с кредитом не сходится, возьмешь? Но "Иван" оказался не таким уж и дураком: вместо того чтобы заплатить долги, вложил 6 миллионов, полученных под залог двух старых зданий, в строительство нового.

В конце концов приставы все же возбудили в отношении директора-"уклониста" уголовное дело по статье 315 УК РФ - "злостное неисполнение решения суда". Но добились только того, что сумма долга ООО "Иван" увеличилась еще на 15 тысяч рублей - на сумму штрафа, к которому приговорил руководителя фирмы мировой суд Советского района. Денег же на счетах взыскателей "Ивана" не прибавилось.

Более того, выяснилось, что директор "Ивана" возглавляет еще одну фирму - ООО "Холдинг Лайн", зарегистрированную в Приволжском районе. И что у тамошних судебных приставов на руках исполнительные производства по четырем решениям Арбитражного суда о взыскании с "Холдинг Лайна" еще около 120 тысяч рублей. Согласно материалам этих производств, "вид деятельности должника-организатора не определяется", тем не менее "установлено, что на расчетные счета должника поступают денежные средства, были получены кредиты, однако погашений задолженности не производится". Спрашивается, где деньги.

- Если и с "Холдинг Лайном" дойдет до суда, - объясняет Анвар Закиров, - то эта женщина будет проходить по уголовному делу как рецидивистка и отправится в колонию-поселение.

Впрочем, ни взыскателям "Ивана", ни взыскателям "Холдинг Лайна" от этого легче не станет. Одно утешение: этот должник - лицо легитимное и пока еще на плаву. Очень много организаций, которые, как выразился Закиров, "просто висят в воздухе". Ведь на то, чтобы ликвидировать предприятие, опять-таки нужны средства. И чтобы провести ревизию единого госреестра юридических лиц, а при "наличии отсутствия" каких-нибудь ООО - процедуру банкротства отсутствующих должников, нужно, чтобы федеральное казначейство это финансировало.

- Приходит исполнительный лист на такую "зависшую" организацию, - рассказывает Закиров, - вызываешь руководителя, а он нам: дескать, давным-давно никакой деятельности не ведем, имущество все распродали. Бухгалтер - туда же: мол, финансовых документов нет, уволилась четыре года назад. А уж бывший учредитель и вовсе ни за что не отвечает.

По словам Закирова, большинство таких растворившихся в пространстве вместе с долгами юрлиц - организации жилищно-коммунальной направленности, в которые когда-то вкладывалась немалая доля бюджетных денег.

Если учесть, что на руках у судебных приставов других районов Казани и республики - тоже большой список коммунальных "рогов и копыт", становится понятно, почему в сфере ЖКХ так популярны всяческие реорганизации и реформы и почему их так поддерживают власти. Нет должника - нет долгов, а кредиторы, чтобы не обеднеть, прибавят пару ноликов к циферкам в счетах-фактурах. Правда, Анвар Закиров на всякий случай отправил свой "черный список" в прокуратуру Советского района - чтобы проверили, откуда "рога и копыта" торчат. Но ответа пока не получил.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"